ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ТЯЖЕЛЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В течение последних сорока лет, работая с людьми в качестве врача и преподавателя, и параллельно занимаясь их психологическим состоянием, я имел возможность сделать определенные обобщения, касающиеся характера течения заболеваний в те или иные периоды жизни страны. Так в конце восьмидесятых и в девяностые годы появилось много тяжелых больных. Это обуславливалось резким падением уровня жизни и углублением психологических проблем, которые, не разрешаясь, сбрасывались на соматические структуры. Однако характер течения тяжелых заболеваний, с которыми мы сталкиваемся в последние годы, отличается от всего того, с чем мы имели дело ранее. Я имею в виду противоречивость, а порой и взаимоисключаемость симптомов. С чем же это связано? Как мы понимаем, социальное бытие определяет сознание, а сознание формирует физиологическое бытие и состояние здоровья. В восьмидесятые и девяностые, испытывая тяжелейшие трудности, народ в большинстве своем был един в оценке их причин. Посему и заболевания протекали тяжело, но укладывались в привычные и логичные рамки патогенезов. Ныне же народ распался на два больших лагеря, и стал утопать в противоречиях. Причем, в каждом из этих лагерей, как «правом», так и «левом», нет единства. Отовсюду, а порой из уст одних и тех же людей, звучат взаимоисключающие тезисы и призывы. Иными словами, все, включая власть предержащих, год за годом пребывают в тупике и выхода из него не видят. При этом катастрофическое падение качества жизни, качества управления на всех уровнях, качества производимых товаров и услуг, приводит к хроническому снижению уровня самооценки и самоуважения нации, повышая накал недовольства собой вплоть до яростной бессознательной аутоагрессии. Компенсаторное включение психологических защит – «проекции и переноса», в виде обвинения во всех бедах окружающего мира, не решает, а лишь углубляет проблему. И в конечном итоге мы имеем неуклонный рост числа пациентов, чьи психосоматические хронические заболевания протекают не просто тяжело, а имеют в своей основе аутоагрессивную, противоречивую и взаимоисключающую симптоматику. В этом месте отметим, что с позиций даосской медицины, к аутоагрессивным заболеваниям можно отнести не только аутоиммунные процессы, но и неврологические расстройства, инфаркты, инсульты, рак, неврозы с выходом в пограничные состояния и параноидальную шизофрению. И что нам – врачам, со всем этим делать? Во-первых, помимо работы с телом, нам надо выходить на психологический уровень, в каждом конкретном случае показывая пациентам причины их заболеваний, и объясняя тем самым, что они лежат не в окружающем мире, а кроются в них самих. Этому может помочь даосская психосоматика, доступная для освоения врачу любой специальности. Ну а далее, на фоне курса проводимых лечебных мероприятий, нам следует терпеливо и планомерно учить пациентов каждый день и не по одному разу ПРОЩАТЬ СЕБЯ ЗА ВСЕ, и в том числе, за «ужасные и роковые ошибки». Никому ничего не доказывать и УХОДИТЬ ОТ ЛЮБЫХ СПОРОВ, уважая и свою и чужую точку зрения. ОТНОСИТЬСЯ К СЕБЕ С ЛЮБОВЬЮ И ЛАСКОЙ, начиная с улыбки при каждом взгляде в зеркало, и произнесения добрых и ласковых слов своему отражению. И несмотря на заболевание, СТАРАТЬСЯ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ЖИЗНИ – в общении с любимыми людьми, в любимых занятиях и развлечениях. Эти нехитрые рекомендации, не смотря на всю их кажущуюся простоту, при регулярном применении способны потушить огонь аутоагрессии и накал бессознательной тяги к саморазрушению. Став мягче и терпимей к себе, пациенты смогут также относиться к окружающим, что в той или иной степени внесет гармонию в их личную жизнь и трудовую деятельность. Мало того, такой подход способен повысить и качество нашей с вами личной жизни, результативность деятельности и уровень самооценки. Ведь мы не инопланетяне, и не заезжие гастролеры из относительно благополучных стран, стало быть варимся в том же тупиковом котле противоречий, что и наши пациенты. А коли так, давайте вспомним мудрый совет Гиппократа: «врач – исцели себя», и с благодарностью возьмем его на вооружение.